Как известно, первая железнодорожная станция и вокзал появились в Таганроге в 1869 году. Почти столетие наш город представлял собой тупик, куда заворачивали редкие поезда.
За этот период Таганрог значительно разросся, оставив старый свой вокзал где-то в центре города. Промышленные предприятия и их рабочие поселки ушли далеко в бывшую степь.
Таганрог превратился в один из важнейших индустриальных центров юга России. Значительно увеличилось число жителей города.
Долгие годы таганрожцы мечтали выбраться из тупика на основную железнодорожную магистраль. Ближайшей к нам точкой, на ней расположенной, являлась станция Марцево, что
было для нас далеко и неудобно.
Взгляды городских руководителей все чаще обращались к почти рядом с Таганрогом находившемуся блок-посту №694 (ласково называемому "блочек"). Вот бы где построить станцию!
Однако в предвоенные годы до этого "руки не дошли", а потом - война, разруха, более важные дела...
Возможность строительства станции на основной магистрали появилась в конце 1950-х годов. Правда, макет здания вокзала, выполненный по заказу администрации города и
выставленный на обозрение в краеведческом музее, значительно отличался от того, что потом было построено. По проекту вокзал представлял собой трехэтажное здание с
просторным залом ожидания, помещениями для длительного отдыха, комнатой матери и ребенка и т.п.
Но как раз в те годы вышло пресловутое хрущевское постановление "О борьбе с излишествами в строительстве и архитектуре". Поэтому проект был доработан и превращен в
типовой, в результате чего были утеряны многие архитектурные элементы, а также уменьшились удобства для пассажиров.
В таком "урезанном" виде по данному проекту были построены вокзалы в Туапсе и в Таганроге.
И все же появление в 1962 году станции Таганрог-I стало значительным событием в жизни города. "Выход из тупика" решил многие проблемы как с осуществлением грузооборота
предприятий, так и с пассажирским обслуживанием.
В конце мая 1962 года новый вокзал принял первые железнодорожные составы, а 1 августа того же года - первый пассажирский поезд дальнего следования. С тех пор, хотя
Таганрог и не является узловой станцией, он имеет постоянную связь с 15 железнодорожными магистралями.
Таганрогская правда, 1997. Р.РОСТОВСКАЯ. Фото А.Дульнева.