Наш сайт переехал и стал еще интереснее! Присоединяйтесь, новый адрес этой страницы: здесь
Таганрогский транспорт
Главная
ТАГАНРОГ
Другие города
Статьи
Модели
Комментарии
Ссылки
Наша эмблема
новости
31 октября 2013 20:45

Статья

Идет по городу троллейбус
17 февраля 2013 00:15 | автор: Таганрогская правда

Началось все в 1975 году, когда по просьбе таганрожцев московский институт "Гипрокоммундортранс" выполнил проект троллейбусного движения для Таганрога. Он предусматривал первую очередь от вокзала Таганрог-1 по улицам Дзержинского и Ленина, переулкам Некрасовскому (вниз) и Добролюбовскому (вверх), ул. III Интернационала (Греческая), Комсомольскому спуску и ул. Портовой до морского вокзала.

Однако к тому времени ул. Ленина от Украинского до Мало-Садового переулка была объявлена "зоной отдыха" - пешеходного движения. Правда, автобусы там ходили.

Несмотря на это, без согласования с авторами проекта в Таганроге начали реконструкцию под троллейбус ул. Фрунзе. Приехавшие москвичи сразу поняли, что ширина проезжей части ул. Фрунзе (даже после реконструкции) вынудит водителей троллейбуса останавливаться не только на своих остановках, но и перед каждой трамвайной, чтобы пропустить идущих к вагону пассажиров, как того требуют Правила дорожного движения от водителя любого нерельсового транспорта, каковым является и троллейбус. Они не дали согласия на прокладку троллейбусной линии по ул. Фрунзе и закончили первый проект кольцом: ул. Дзержинского - ул. Фрунзе - пер. Гоголевский - ул. Ленина - ул. Дзержинского, так как ул. Ленина к движению троллейбуса подготовлена не была.

Это не удовлетворило таганрогские власти. По настоянию дирекции завода "Красный котельщик" и не ставя в известность об этом москвичей, маршрут завернули к заводу, фактически продублировав трамвай. При этом кольцо, теперь уже совершенно никому не нужное, осталось, вызывая лишь путаницу у пассажиров и заставляя водителей после каждого рейса менять таблички за ветровым стеклом "Новый ж.д.вокзал" на "Завод "Красный котельщик" и наоборот, в темное время на неосвещенных улицах Таганрога совершенно нечитаемые.

Все эти таганрогские проекты по заданию горкома КПСС и горисполкома выполнялись архитектурно-планировочной мастерской №2 под руководством ее главного инженера Семена Александровича Нечаева, который не раз ездил в Москву, пытаясь их увязать с первым проектом.

Московский проект предусматривал и строительство депо в Северном жилом массиве. Но поджимали сроки - нужно было пустить троллейбус к 60-летию Великого Октября. Поэтому ТТУ для размещения и ремонта полученных машин вынуждено было арендовать территорию и помещения (ул. Свердлова, 162) у Таганрогского производственного объединения автотранспорта. Буквально в последние месяцы эта территория перестала быть арендуемой и теперь принадлежит ТТУ.

Обязательства были выполнены. 1 ноября 1977 года от пл. Восстания до вокзала Таганрог-I и обратно прошел первый пробный троллейбус. Вел его водитель Таганрогского ТТУ Александр Трофимович Ромашков, вскоре, к сожалению, погибший в дорожно-транспортном происшествии за рулем личного автомобиля.

Регулярное движение открылось лишь 25 декабря 1977 года, но торжественный рапорт о том, что троллейбус пошел к 60-летию Октября, был отправлен в Ростов и в Москву. Вступил в эксплуатацию маршрут №2 "Железнодорожный вокзал Таганрог-1 - завод "Красный котельщик". Обслуживали его только что полученные из города Энгельса 10 новейших (по тому времени) машин ЗиУ-9Б троллейбусного завода им. Урицкого. Так, не очень гладко, началась жизнь троллейбуса в Таганроге.

Все последующие проекты выполняла АПМ-2. В следующем году начал работать маршрут №1 "Вокзал Таганрог-1 - завод им. Димитрова". В 1979-м пущен маршрут №3 "Завод им. Димитрова - 26-й магазин", фактически продублировавший существовавший в то время автобусный маршрут №5. Пагубность такого дублирования выявилась в период "транспортного коммунизма" (бесплатный электротранспорт). Пассажиры стали игнорировать платные автобусы, лишая автоколонну №1423 доходов, и штурмовать бесплатные троллейбусы, ломая двери и выводя машины из строя чрезмерным перегрузом.

В 1987 году был намечен пуск троллейбуса по маршруту "Центр - Русское поле". Строительство линии на Русское поле началось в январе 1988 года. Но новый маршрут №4 пошел не в центр, а к заводу им. Димитрова, продублировав автобусный маршрут №13 с теми же неприятностями, что и у "тройки".

28 ноября 1990 года введен маршрут №5 "Русское поле - Центральный рынок - пл. Восстания", впоследствии продленный до вокзала Таганрог-1.

В этот период очень много внимания развитию троллейбусного движения уделял тогдашний первый секретарь горкома КПСС Александр Иванович Таран.

В конце августа 1993 года троллейбус пошел в Простоквашино. А 15 декабря 1993-го глава городской администрации Сергей Иванович Шило подписал постановление №3369 о прокладке троллейбусной линии от вокзала Таганрог-1 до 2-й линии Северного жилого массива. 11 ноября 1994 года троллейбус пошел в СЖМ. Автор этого проекта тоже С.А. Нечаев, и по нему предусмотрено строительство троллейбусного депо в конце ул. Бакинской.

В последнее время в кулуарах таганрогской власти усиленно муссируется вопрос о необходимости замены на ул. Фрунзе трамвая троллейбусом. Это мотивируется тем, что якобы вибрация, создаваемая трамваем, разрушающе действует на расположенные здесь архитектурные памятники.

В условиях нашего криминально-коррумпированного рынка, ничего общего не имеющего с цивилизованным капитализмом, автобусы практически перестали ходить в центральную, историческую часть Таганрога. Поэтому появление здесь троллейбуса было бы весьма желательным. Но вместе с трамваем, а не вместо него, так как по своей провозной способности троллейбус во много раз уступает трамваю

На осуществление этого предложения начальника АПМ-2 А.А.Тарасенко и ее главного инженера С.А.Нечаева сейчас у города просто нет денег. Что же касается влияния трамвая на разрушение архитектурных памятников, то в этом виноват не стопько трамвай, сколько некомпетентность наших градостроителей, безжалостно уничтоживших все водоотводные сооружения в городе, созданные еще "безграмотными" строителями времен Петра Великого.

Как я уже говорил, московский проект предусматривал строительство троллейбусного депо на 200 машин в СЖМ. Вопрос этот актуален и сегодня, так как дело на ул. Свердлова уже не устраивает нынешний парк троллейбусов.

В ноябре 1980 года вопрос о строительстве нового депо на 200 машин в СЖМ вроде бы был решен. В 1984-м принято решение о строительстве депо только на 150 машин. А планом социально-экономического развития города на 1989 год было предусмотрено строительство депо уже в Западном жилом массиве и только на 100 машин. Всем этим планам не суждено было сбыться.

И все же, несмотря на все трудности, тяжелейшее финансовое положение, непомерную дороговизну электроэнергии, запчастей и материалов, коммунальных услуг, троллейбусы продолжают ходить по улицам Таганрога.

В беседе с нынешним заместителем по эксплуатации начальника ТТУ Алексеем Васильевичем Кашниковым выяснилось, что сегодня инвентарный парк троллейбусов состоит из 46 машин, одна из которых сочлененного типа, повышенной вместимости. Ежедневно на линию в I смене выходят 35 машин, во II - 26, то есть коэффициент использования парка составляет 76%, что намного выше среднего по стране. Пять действующих в Таганроге троллейбусных маршрутов имеют протяженность 49 км 560 м. Работу машин обеспечивают семь тяговых подстанций.

Таганрогская правда, 1997, 25 декабря, с.3. А. РУЗИН. Фото А. Ивашова.

Количество просмотров 4705 Количество комментариев 0
Рейтинг 1
Рейтинг Рейтинг
ваш комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы этого еще не сделали.
случайные фотографии
Количество просмотров 1629
Количество комментариев 0 Рейтинг 0
Размер картинки 1200x900
Объем картинки 338 Кб
Количество просмотров 1301
Количество комментариев 0 Рейтинг 0
Размер картинки 800x600
Объем картинки 186 Кб
Количество просмотров 2216
Количество комментариев 0 Рейтинг 0
Размер картинки 800x600
Объем картинки 181 Кб