Торжок - старинный русский город, основанный новгородскими купцами на берегах реки Тверцы, притока великой Волги.
Первое упоминание о нём в летописях относят к 1139 году. Торжок, или Торг, Новый Торг, Торжец, возник как торговое
поселение и развивался, находясь на пересечении водных и сухопутных торговых путей, чем обеспечил себе
благоприятную почву для экономического роста. В наше время город является одним из самых крупных районных центров
Тверской области.
Сегодня в Торжке располагаются производства, хорошо известные далеко за пределами области. К ним, несомненно,
относятся ОАО «Пожтехника», занимающееся выпуском пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, огнетушителей и
коммунальной техники, ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» - производитель электропоездов серии ЭТ и
дизель-электропоездов серии ДТ, ОАО «Торжокские золотошвеи» - предприятие русского народного художественного
промысла. Знаменит на всю Россию 696-й инструкторский испытательный вертолётный полк.
Но мы сегодня поговорим о не менее примечательном предприятии - торжокском автотранспортном хозяйстве,
история которого ведёт свое летоисчисление с сентября 1953 года, когда из автоколонны №85 Вышнего Волочка было
выделено 10 грузовых автомобилей для Торжка.
В то время на месте нынешнего ПАТП, расположенного по Калининскому шоссе, существовало лишь болото, однако уже
вскоре стартовали работы по возведению гаражей и цехов автохозяйства. В течение примерно шести месяцев, пока
строительство только набирали обороты, и топь ещё не была осушена полностью, техника отстаивалась под открытым
небом в другом районе Торжка. Для самосвалов, чья работа требовалась на различных строительных площадках города,
существовало негласное правило петровских времён - не возвращаться к территории будущей автобазы порожними.
В первый год рост предприятия шёл, главным образом, за счёт коллектива. А новые партии техники начали поступать
в следующем, 1954 году: грузовые автомобили ЗиС-150 (ЗиЛ-150, бортовые, 4х2) и ЗиС-585 (самосвалы с задним
откидным бортом, 4х2), а также автобусы ПАЗ-651, затем, несколько позже, 4 автобуса ЗиС-155. Постепенно торжокское
автохозяйство стало разрастаться за счёт других предприятий города. В дар досталось ценнейшее приобретение -
несколько «студебеккеров» модели US6 для вытягивания машин на бездорожье, и, главным образом, с заболоченной
стройплощадки будущего автопарка. Уже в 1955 году здесь появилась собственная ремонтная база - были построены и
укомплектованы токарный и аккумуляторный цеха. К 1970 г. парк Торжокского АТП насчитывал свыше 200 единиц техники,
причём 70 из них составляли автобусы.
Разумеется, парк разрастался и далее, а потому логично, что вскоре он был разделён: на прежней территории
остались лишь автобусы, а грузовые автомобили были переданы в АТП №5 г. Торжка. Автобусное отделение стало
активно пополняться новыми машинами - ПАЗ-652 и ПАЗ-672, семейством ЛАЗ-695 (включая все модели от ранних до
ЛАЗ-695Н), ЛиАЗ-158, ЛиАЗ-677.
С 1957 года начал развиваться и таксомоторный парк. Основу его в разные годы составляли легковые автомобили
ГАЗ-М20 «Победа», «Москвич-407», и, конечно же, «Волги» - ГАЗ-21 и ГАЗ-24.
В 1985 году на территории предприятия было построено единственное здание за счёт капитальных вложений -
профилакторий для технического обслуживания подвижного состава. Все остальные постройки АТП возводились
только на собственные средства силами работников. Так, например, в первой половине 1970-х годов в парке
появилась собственная котельная, оборудованная четырьмя котлами марки «Универсал-6» для работы на угле.
Интересное пополнение парка пришло в 1990-х годах: в Германии были куплены 6 автобусов MAN SL200. Конечно,
машины были уже не новыми - на своей родине они проработали около 15 лет. Последние автобусы этой марки в Торжке
были списаны и утилизированы в 2009 году. А приход в 2007 году большой партии автобусов ЛиАЗ-5256 и
ГолАЗ-ЛиАЗ-5256 перевернул ещё одну славную страницу истории — постепенно были выведены из эксплуатации
знаменитые «старички» ЛиАЗ-677М, которые исправно трудились на благо города более 30 лет.
С 2007 года по настоящее время идёт обновление подвижного состава предприятия. Сегодня ОАО «Торжокское ПАТП»
эксплуатирует автобусы моделей ЛиАЗ-5256, ПАЗ-3205, ГолАЗ-ЛиАЗ-5256 и ГолАЗ-5291 «Круиз» - всего 45 единиц.
Парк машин периодически пополняется новыми единицами подвижного состава. Как правило, это ЛиАЗ-5256 и ПАЗ-3205.
В 1980-е годы МУП «Торжокское ПАТП» обслуживало весьма широкую сеть маршрутов - 18 городских, 18 пригородных по
району и 2 междугородных. Сегодня эти цифры несколько ниже - 11, 17 и 2 соответственно. Произошло данное снижение
из-за уменьшения населения города, которое по последним данным составляет около 48 тыс. человек против 55 тыс.
в советские годы. Сыграли также свою роль частный маршрутный и личный автотранспорт - здесь Торжок не стал
исключением среди российских городов. Стоимость проезда же в городских автобусах на июнь 2010 года составляет
9 рублей за одну поездку. Большую школу прошли водители Торжка, работая в АТП. Многие из них за свой труд были
отмечены отраслевыми почётными знаками, правительственными и государственными наградами.