История Московского речного пароходства началась в 1858 году, когда гвардии капитан Г.Н.Львов первым рейсом
пароходов "Москва" и "Николай" открыл судоходство по Москве-реке. Приказом от 29 мая 1857 года №105 по
ведомству путей сообщения и публичных зданий ему было разрешено учредить пароходство в границах от города
Москвы по реке Москве до ее устья, по реке Оке от Орла до Нижнего Новгорода и по реке Волге от Твери до
Симбирска.
Развитию судоходства на реке Москве способствовало строительство в 1874-1877 годах шести плотин со шлюзами
(Перервинская, Бесединская (ныне им. Трудкоммуны), Андреевская, Софьинская, Фаустовская и Северская),
обеспечивших проход судов с осадкой до 90 см от устья реки до города Москвы.
Прогрессивная паровая тяга постепенно вытесняла проводку судов силами бурлаков и лошадей. Строительство
пароходов для Московско-Окского бассейна в основном велось в Выксе, Коломне, Муроме, Рыбинске, Гороховце.
В 1900 году здесь насчитывалось 106 паровых судов, причем 96 из них были построены на отечественных заводах.
В 1903 году в России появился первый теплоход в мире - на нефтеналивную речную баржу "Вандал" были
установлены 3 судовых дизельных двигателя, каждый мощностью в 120 л. с., которые приводили в движение винты
при помощи электрической передачи, состоявшей из трёх генераторов и электромоторов. В относительно небольшие
сроки российская промышленность успешно освоила выпуск теплоходов, и к 1914 году на Волге их было уже около
двухсот, а число крупных теплоходов составляло 48 (пассажирских и грузопассажирских - 16, грузовых - 12,
буксиров - 20). По сравнению с пароходами теплоходы имели следующие преимущества: более высокий КПД, меньший
расход топлива (а, следовательно, большую грузоподъёмность и больший запас хода), более высокая надёжность
двигателя. Перевозили по рекам бассейна в основном лес и дрова - 42%, строительные материалы - 21%, нефть и
нефтепродукты - 13%, хлебные грузы - около 5%.
К началу навигации 1918 года в Московско-Окском бассейне было национализировано 165 самоходных и 814
несамоходных судов, которые были переданы в ведение Главного управления водного транспорта Народного
комиссариата путей сообщения. Только в конце 20-х годов начался подъем речного транспорта, разрушенного
гражданской войной. В 1931 году было организовано Московско-Окское управление речного пароходства (МОУРП).
После строительства канала "Москва-Волга" (1932-1937) роль водного транспорта в Московском регионе
существенно выросла. Были введены в строй новые судоремонтные заводы и порты, ремонтные базы и пункты
зимнего отстоя флота, спущено на воду большое количество новых судов, специально спроектированных для
движения по вновь построенному каналу и рекам региона. Для эксплуатации этого флота было создано
пароходство "Москва-Волга канал" (МВК).
В годы Великой Отечественной войны главной задачей московских речников была эвакуация населения и
оборудования промышленных предприятий в тыл, доставка продовольствия и боеприпасов для фронта. Особую роль
они сыграли в обеспечении столицы дровами. Судостроительные предприятия, принадлежащие пароходству перешли
на выпуск военной продукции (снарядов, патронов, аэросаней и др.). Суда с деревянным корпусом вошли в состав
Волжской военной флотилии и использовались в качестве тральщиков при обороне Сталинграда. Московские речники
сражались в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота. Их славные дела и подвиги отмечены орденами и
медалями СССР, девятнадцати присвоены звания Героя Советского Союза, трое стали полными кавалерами ордена Славы.
Послевоенное восстановление народного хозяйства дало толчок развитию речного транспорта. В Москву по водным
путям завозилось оборудование для восстанавливаемых и новых предприятий, строительные материалы и топливо.
Реконструировались порты, гидротехнические сооружения, заводы, строились суда и жилье для речников. В 1954
году МОУРП и пароходство "Москва-Волга канал" были объединены в Московское речное пароходство.
Широкое распространение получили прогрессивные методы труда: вождение несамоходных судов методом толкания
(для чего строились новые буксиры-толкачи и специализированный несамоходный флот), бригадный метод работы
судов, совмещение профессий на судах, добыча строительного песка из русел рек с помощью землесосов с
погрузкой его в специализированные суда. Развивались и транспортные пассажирские линии, строились новые
суда для пригородного пассажирского сообщения и для отдыха населения. Появились новые типы флота "река-море",
позволившие перевозить грузы без перевалки сквозными рейсами с Волги в море и обратно.
В 1976 году за большой вклад в развитие речного транспорта Московское речное пароходство награждено орденом
Трудового Красного Знамени. В это время пароходство представляло собой мощное транспортное объединение,
включавшее 13 портов, пассажирское управление и 6 промышленных предприятий. Объем перевозок грузов достиг
66 млн. т, пассажиров - 10 млн. человек. Пароходство вышло на международный рынок туризма и стало
самостоятельно организовывать речные круизы для туристов из Германии, США, Польши и других стран.
В 1994 году в процессе проводимой в Российской Федерации широкомасштабной приватизации государственной
собственности Московское речное пароходство было преобразовано в акционерное общество открытого типа с
закреплением контрольного пакета акций в федеральной собственности. Кризис экономики страны в эти годы
отразился и на деятельности пароходства. Высокие темпы инфляции, неплатежи, недостача оборотных средств
вызвали сбои в снабжении судов топливом и материалами, продолжительные задержки с выплатой заработной платы.
Но уже с 1996 года благодаря активизации строительной деятельности в Москве, сооружению Московской кольцевой
автодороги и созданию крупнейшего района столицы в Марьино объемы перевозок речным транспортом песка и щебня
росли высокими темпами. И значительная доля этих грузов доставлялась судами Московского речного пароходства.
Развитие хозяйственной деятельности позволило стабилизировать финансовое состояние пароходства, создать
необходимые резервы для ремонта и модернизации судов и портовой техники, ликвидировать задолженность
персоналу по заработной плате. К началу XXI века пароходство крепко стояло на ногах, выполняло договорные
обязательства и обеспечивало потребности предприятий Москвы и ближайших регионов в перевозках грузов,
предоставлении услуг пассажирам на местных и туристических линиях.
Сегодня Московское речное пароходство - крупное транспортное предприятие в Московском бассейне, которое
располагает современными пассажирскими лайнерами, прогулочными и банкетными теплоходами, мощным грузовым
флотом.