К началу восьмидесятых годов XX века необходимость освоения производства отечественных шарнирно-сочлененных
трамвайных вагонов становилась все более очевидной. Такой подвижной состав требовался для обслуживания линий
с большими пассажиропотоками, в особенности там, где обычные четырехосные вагоны при максимальной частоте движения
не могли удовлетворить потребности в перевозках. Опытная эксплуатация в течение длительного времени вагонов типа
ЛВС-66 позволила выявить достоинства и недостатки в конструкции отечественного сочлененного вагона.
В марте 1980 года вышло указание Ленсовета произвести реконструкцию сочлененных трамваев и освоить их серийный
выпуск на ЗРГЭТ. Новый тип трамвая разрабатывали конструкторы во главе с Б.М. Кулаковым, а дизайн-проект
перспективного вагона подготовил Ленинградский филиал Института технической эстетики. Проект получил обозначение
ЛВС-80 или 71-76. Первый вагон был выпущен в декабре 1980 года и получил заводской номер 1005, тем самым
продолжив нумерацию ЛВС-66. Дизайн вагона отличался от первоначального проекта и был во многом унифицирован
с серийными вагонами ЛМ-68М. Кузов вагона, как и у ЛВС-66, выполнили из двух симметричных секций. Была
усовершенствована система управления вагоном, применены тяговые двигатели мощностью 60 кВт. Низковольтные цепи
питались от статического преобразователя типа БПН. Освещение салона выполнено люминесцентными лампами в
индивидуальных светильниках. Первая дверь в передней секции состояла из двух створок, открывавшихся вовнутрь
салона. В отличие от серийных вагонов ЛМ-68М, в кабине место водителя расположили с правой стороны по ходу
движения, при этом перенесли контроллер под правую руку, а пневматический тормозной кран - под левую. По мнению
медицинских работников, такое расположение приборов должно было снизить утомляемость водителя в ходе работы.
Впервые в ленинградских трамваях двойные сидения для пассажиров разместили с левой стороны, а одиночные справа.
Опытный вагон поступил в трамвайный парк им. Котлякова г. Ленинграда.
В 1982 году было выпущено еще два вагона ЛВС-80. В них было изменено остекление кабины водителя. С правой стороны
были убраны небольшие форточки в средней части окна, а с левой вместо симметричного правому окну выполнили два
окна по типу вагонов ЛМ-68М, узкое и стандартной величины с форточками в средней части. Кроме этого вагоны
получили вырезы в районе опорной тележки для удобства ее осмотра. Для испытаний они так же были направлены в
парк им. Котлякова. Последний вагон был построен в 1984 году. В опытном порядке он был оснащен двухрычажным
пантографом усть-катавского вагоностроительного завода. В 1985 году были проведены испытания поезда из вагонов
ЛВС-80 по системе многих единиц на 52 маршруте.
В 1984 году для оценки результатов испытаний опытных вагонов была собрана межведомственная комиссия, которая
отметила недостаточную надежность статического преобразователя БПН и тягового оборудования завода Динамо.
К тому же Динамо был не готов строить серийно электрооборудование для сочлененных вагонов. Так же было признано
неудачным правостороннее расположение органов управления в кабине. В октябре 1986 года два первых вагона ЛВС-80
были модернизированы на ЗРГЭТ. Модернизация заключалась в замене электрооборудования на "стандартное" от
вагонов ЛМ-68М, с рядом доработок. Переделывание кабины виделось весьма затратным, поэтому решено было заменить
ее на кабину от вагонов ЛМ-68М. В результате этого вагоны получили четырехстворчатую первую дверь, но в отличие
от серийных вагонов половина двери вела непосредственно в кабину водителя, а другая в салон. Так же в салон
была перенесена часть электрооборудования, которое разместили в отдельном шкафу по левой стороне вагона за
кабиной водителя. Статический преобразователь заменили мотор-генератором, а освещение салона выполнили лампами
накаливания. На крыше обеих секций поместили короба с розетками для соединения электрических цепей секций между
собой. Внесенные изменения оказались существенными, поэтому после модернизации такой вагон обозначили ЛВС-86.
Два других ЛВС-80 подвергли аналогичной модернизации в течение 1987 года. Модернизированные вагоны находились
в эксплуатации до 1995 года.
Полную версию статьи Вы можете найти на сайте http://vagons.tramvaj.ru