В начале 70-х годов XX века ленинградский завод ВАРЗ продолжил совершенствование цельнометаллического
4-осного трамвайного вагона. Во главе угла по-прежнему стояло улучшение качественных и эксплуатационных
показателей выпускаемых трамвайных вагонов. Эксплуатация вагонов ЛМ-68 показала низкий запас прочности у рамы и
каркаса кузова. У некоторых вагонов после нескольких лет эксплуатации наблюдались отклонения от геометрии кузова
в районе передней и задней площадок. В декабре 1972 было выдано техническое задание на разработку
модернизированного вагона ЛМ-68М.
Уже в следующем 1973 году под руководством Б.М. Кулакова был построен опытный вагон. Кузову трамвая были преданы
более строгие очертания за счет ликвидации выступающих частей на лобовых оконечностях передней и задней площадок
и в районе средней двери. Также была произведена реконструкция крыши, в ходе которой было ликвидировано
крышевое остекление, увеличена высота боковых стекол и изменен угол их наклона. Вдоль крыши расположили пять
вентиляционных люков, один из которых разместили над кабиной водителя. В салоне выровняли уровень пола, сидения
установили на индивидуальные тумбы, внутри которых смонтировали нагревательные элементы, по типу вагонов КТМ-5М3.
Изменения коснулись и подвагонного оборудования: подлежащее частому осмотру оборудование разместили вдоль бортов
вагона. Для увеличения безопасности в электрические цепи вагона была введена блокировка движения вагона с
открытыми дверями.
Опытный вагон в 1973 году поступил в трамвайный парк им. Смирнова. В 1974 было построено еще 7 вагонов ЛМ-68М.
Первые 4 вагона были оборудованы ассиметричными однорычажными токоприемниками завода СВАРЗ типа АА-38-925.
Часть вагонов были сцеплены в поезда из двух вагонов по системе многих единиц. В августе 1975 межведомственная
комиссия рекомендовала ЛМ-68М к серийному производству. В то же году было развернуто серийное производство.
У вагонов с зав. № 10 сигналы поворота в лобовой части кузова стали устанавливать над фарами. В том же 1975 году
на вагоны стали устанавливать софитные ящики в передней и задней частях вагона с отдельным стеклом, тем самым
разделив торцевые стекла на две неравные части. В том же году, ориентировочно с зав № 25, люк фальшборта
у мотор-компрессора стали выполнять с дефлекторами. Одновременно увеличилась величина форточек в салоне.
В 1980 году была расширена задняя дверь за счет ликвидации небольшого окна у задней стенки. В этом же году был
внесен ряд изменений в электрооборудование с целью повышения его надежности, и изменена вентиляция тяговых
двигателей. В 1986 году была выпущена партия вагонов с вынесением части электрооборудования в салон вагона.
Электрические аппараты скомпоновали в специально установленном шкафу по левой стороне вагона за кабиной водителя.
С 1987 года такие вагоны строили серийно.
В годы производства в связи с нехваткой части электрооборудования, поставляемого московским заводом Динамо,
часть вагонов передавалась заказчику без тяговых электродвигателей, пантографов и некоторых других узлов.
На начало 1983 года таких вагонов было выпущено 26 единиц. В том же году был сконструирован и построен опытный
прицепной вагон типа ЛП-83, представляющий из себя вагон ЛМ-68М без кабины, место которой заняла накопительная
площадка, аналогичная задней. Вагон не содержал электрооборудования, за исключением цепей управления
барабанно-колодочным тормозом. Вагон был направлен на испытания в трамвайный парк им. Скороходова. Испытания
показали низкую надежность тормозной системы и повышенное воздействие на путь необмоторенных тележек.
Впоследствии таких вагонов не строили.
В 1988 году производство ЛМ-68М было прекращено в связи с серийным выпуском сочлененных вагонов ЛВС-86. Всего
было выпущено 2122 вагона. Из них в 1975-1976 годах 15 единиц поставлено в Архангельск, 13 в Темиртау и 3
в Череповец. На базе ЛМ-68М было выпущено большое количество различных вагонов специального назначения:
рельсошлифовальные, вагоны-вышки контактной сети, песковозы и другие.
Все фотографии ЛМ-68М, представленные на нашем сайте, Вы можете увидеть здесь.
Полную версию статьи Вы можете найти на сайте http://vagons.tramvaj.ru