Сейчас увидеть лошадей на улицах нашего города - целое событие. А ведь были времена, когда они были так же многочисленны и привычны, как нынче автомашины.
Любопытно было бы заглянуть в прошлое, представить Таганрог с множеством пролеток и повозок, сравнить старину с настоящим днем. Эту возможность предоставляет
читателям "Таганрогской правды" краевед О.П. ГАВРЮШКИН. Много времени он провел в библиотеках и архивах, по крупицам собирая материалы о том, каким был
транспорт нашего города в старину. Слово Олегу Павловичу.
В 1769 году начал восстанавливаться наш город, разрушенный до основания после многолетних войн с Турцией. В это время в нем не имелось ни одной постройки,
и местность представляла собой мрачный и унылый вид с грудами камней. Возрождение требовало подвоза большого количества строительных материалов, что
вынуждало, в свою очередь, заняться благоустройством дорог. А это требовало средств. И градоначальник генерал от инфантерии Аполлон Андреевич Дашков установил
особый сбор — по одной копейке с каждой лошади и пары волов, приезжающих в город.
Через два-три десятка лет после начала восстановления Таганрога торговля в нем уже играла главную роль. Увеличивщиеся погрузка и выгрузка товаров в гавани
и их перевозка вызвали развитие извозного промысла. Уже в те далекие времена занятие таким промыслом считалось почетным и приносило хорошие заработки.
Поэтому строительный комитет города, который ведал хозяйственными делами, в 1826 году постановил взыскивать с лиц, занимающихся перевозками, в пользу города
по 2 рубля в год с каждой повозки, если она принадлежала мещанину, и по 5 рублей с повозки, принадлежавшей купцам.
В 1832 году у нас впервые была установлена такса на перевозку пассажиров и грузов. Легковому извозчику за одну поездку, если она не превышала одной версты,
пассажир оплачивал 40 копеек, более одной версты - 50 копеек. В день заработок составлял до 10 рублей. А при перевозке грузов на расстояние менее одной версты
платили 20 копеек, более версты - 30 копеек. В день возчик получал до трех рублей. В осенне-зимний период из-за распутицы и ухудшения погодных условий
такса повышалась на 20 процентов.
В 50-х годах прошлого столетия для извозчиков были определены стоянки на Петровской и Александровской площадях. Ввели правила благочиния: "Извозчики должны
прилично одеваться, экипажи должны быть целы и чисты, столкновения с пассажиром должны быть рассмотрены на съезжем дворе, грубые же требования, хотя и
справедливые, воспрещались". Эти правила в 1893 году замелили новыми.
Всегда ли выполнялись правила благочиния? Судите сами по заметке, опубликованной в газете "Таганрогский вестник":
"Один молодой человек с двумя дамами садится в экипаж извозчика за № 34 и едет на Чеховскую улицу в районе пожарной команды. Платить ему 45 копеек за этот
конец. Извозчик не принимает деньги и, дерзко перейдя на "ты", заявляет: "Ты, что, смеешься?".
На все приводимые доводы извозчик отвечает дерзостями. Молодому человеку пришлось оставить своих дам на улице, а с извозчиком отправиться в участок.
В участке, когда с извозчиком заговорил околоточный надзиратель, он заявил:
"Виноват, я ошибся".
Извозчик взял 45 копеек, а молодой человек пошел домой. Но по пути за ним следовал этот извозчик и все время посылал свои трехэтажные пожелания.
К сожалению, таких случаев немало. Наглость некоторых извозчиков растет с каждым днем. Необходимо обуздать наглость, дабы неповадно было другим".
Владельцы современных личных автомашин и водители такси, вероятно, получат некоторое утешение, если узнают, что экипажи тоже проходили техосмотр в
определенные сроки. В газете помещалось объявленне:
"Таганрогская городская управа приглашает... - обратите внимание: "приглашает", а не "обязывает", —... легковых извозчиков явиться в определенное время
к зданию управы на осмотр в 10 часов утра с полным выездом, а также непременно с запасными лошадьми. Согласно параграфу 24 действующего г. Таганроге
обязательного постановления об извозном промысле, экипажи должны быть прочными, лошади не норовистые, не изнуренные, не хромые и не одержимые заразными
болезнями, одежда извозчика должна быть приличная и не рваная, по образцу, утвержденному управой".
Строго наказывались извозчики, которые покидали свои пролетки на улицах, оставляли их без всякого присмотра. По главной тогда улице Петровской ездить
водовозам не разрешалось. Нелишне напомнить, что до революции в городе не было водопровода, и вода для хозяйственных нужд доставлялась из моря, а для
бытовых целей - из цистерн с дождевой водой и артезианских скважин. В рекламных целях водовозы через газету обращались к клиентам:
"Водовоз предлагает свои услуги доставлять машинную воду по таксе: 40 копеек - бочка, 25 копеек - полбочки. Адрес в конторе "Посредник", Александровская, 41".
Таганрогская правда, 1989, 12 апреля. О. ГАВРЮШКИН. Краевед. На снимке: легковой экипаж пролетки. Фоторепродукция автора.